55_77 (55_77) wrote,
55_77
55_77

Categories:

Прошлое на колесах: старый общественный транспорт Москвы



Какими были старые модели московских трамваев, автобусов и троллейбусов?


Электротрамваи появились в Москве в 1899 году, но самая популярная из первых моделей была создана в 1908 году. Это была модель «Ф» («Фонарный», «Тот с фонарем»), моторный вагон петербургского производства. Название происходит от особой застройки со стеклопакетами на крыше. Он служил для того, чтобы пропускать дополнительный свет с улицы внутрь вагона, и его обычно называли «фонарем». Шасси «Ф» было деревянным со стальным покрытием. В вагоне не было дверей, и пассажиры часто садились и выходили, пока он проходил повороты на минимальной скорости. «Ф» также имел моторный двигатель с несколькими модификациями и был снят с вооружения в Москве только в 1950-х годах.

«РВЗ-6» был особым случаем: эта успешная модель распространилась по всему СССР и использовалась десятилетиями, но все еще считалась действительно экзотической в ​​Москве. Причина в том, что столица выбрала трамвай «Татра» (см. ниже) вместо этого. «РВЗ-6» был спроектирован в Риге, Латвийская ССР. С 1960 года его серийное производство продолжалось практически 30 лет — латвийские инженеры сделали все, чтобы обновить конструкцию. РВЗ-6 имел легкий корпус из склепанных между собой алюминиевых листов. Также у него была система движения с педалями, что было довольно необычно для трамваев. Поскольку Москва недооценила эту модель, она использовалась там только в 1960-1966 годах, а затем все восемь вагонов были переданы в Ташкент в УзССР.

Трамвай «Татра» был вдохновлен американской моделью и производился с 1950-х годов в Чехословакии по лицензии. Модифицированная «Татра Т2» впервые появилась в Москве в 1959 году. Это было началом новой эры в истории московского трамвая. Это было намного удобнее, чем любая другая советская модель: сиденье водителя было комфортным, а вагон был оснащен упругими шасси, а не цельнометаллическими — «Татра Т2» проезжала по улицам без громкого шума. Все вагоны этой модификации также имели улучшенную систему зимнего обогрева. К тому же узнаваемый дизайн модели ничем не напоминал другие трамваи. Tatra T2 был снят с эксплуатации в 1981 году и заменен следующим поколением — Tatra T3, которое не было менее успешным.

Первые автобусы, появившиеся в Москве в 1922-1924 годах, были импортированы из Англии, но советские инженеры быстро сконструировали местную модель. Это был «АМО-4», названный в честь завода АМО. Название модели также фактически означает автобусное шасси и имело две модификации кузова. У второго сзади была четвертая дверь, так что его можно было превратить в машину скорой помощи.

В 1930-е годы завод АМО был переименован в честь Иосифа Сталина, поэтому его новое общепринятое сокращение — ЗИС («Завод имени Сталина»). После этого инженеры разработали новый автобус под названием «ЗИС-8». В его основе лежала модель американского автобуса, которая была существенно изменена: конструкция была упрощена, а передние тормоза сделаны более надежными. Как и «АМО-4», «ЗИС-8» имел небольшое окошко для отображения номера маршрута над лобовым стеклом. По бокам окна были две лампы, показывающие цветовой код маршрута, чтобы его можно было узнать на расстоянии — идея, позаимствованная у трамвайной системы. «ЗИС-8» оказался удобным и простым в производстве, поэтому его использовали в других городах СССР и даже делали на экспорт. Затем ЗИС начал проектировать множество модификаций автобусов.

Один из следующих шедевров московских автобусов был впервые разработан в 1962 году на заводе в Ликино-Дулево Московской области. Он назывался ЛиАЗ-677 и фактически использовался по всему СССР. Впервые появившись в 1967 году в Москве, «ЛиАЗ-677» находился в эксплуатации до 2000-х годов. У этого автобуса был гибкий подвесной пролет на пневмоцилиндрах, поэтому «ЛиАЗ-677» стали называть «луноходом». Мотор разместили в передней части шасси, а выхлопная труба проходила под полом — это конструктивное решение также обогревало отсек. Однако, когда эта система устарела, автобус начал наполняться запахом выхлопных газов. Еще «ЛиАЗ-677» запомнился шаткостью и своеобразным звуком изношенных деталей, напоминавшим звон пустых бутылок.

Автобусы «Икарус» из Венгрии пользовались большой популярностью в СССР. Они начали появляться в конце 1960-х, но в Москве работали только самые большие модели. Одним из них был «Икарус-180» — первый в Советском Союзе маршрутный автобус. В нем было всего 37 посадочных мест, но благодаря двухсекционной конструкции он мог перевозить 169 пассажиров. Центр «Икаруса-180» дал в СССР прозвище «гармошка» или «пылесос». Кроме того, его дизельный двигатель произвел фурор на кузовах других советских автобусов с бензиновыми двигателями, потребляющими топливо. Позже «Икарус-180» стал базой для усовершенствованной модели «Икарус-280».

Первые троллейбусы в Москве увидели в 1933 году. Модель получила название «ЛК» в честь Лазаря Кагановича, автора идеи оснастить Москву электротранспортом. Первый столичный троллейбус имел деревянное шасси, обшитое металлом. Он имел две двери, которые открывались вручную водителем и кондуктором автобуса. «ЛК» был удобен для пассажиров: были мягкие сиденья с подогревом и багажные сетки. При этом в кабине водителя не было обогревателя, а деревянное шасси при движении издавало жуткие скрипы. В любом случае этот новый вид транспорта с годами приобрел большую популярность.

Появившийся в 1939 году «ЯТБ-3» был самой необычной моделью московского троллейбуса, так как был двухэтажным. Это был советский аналог английской модели, купленной для столицы СССР в 1937 году. В нем поместилось 100 человек, но управлять им было непросто. Все троллейбусные кабели приходилось поднимать на метр выше, а опоры троллейбусов (силовые коллекторы) обычных моделей часто опускались. «ЯТБ-3» был неудобен для высоких пассажиров, потому что потолки на обеих палубах были очень низкими. Кроме того, на второй палубе можно было ездить только сидя — лишние стоячие пассажиры могли изменять центр тяжести, что угрожало устойчивости автобуса. Количество этих троллейбусов постепенно уменьшалось до 1953 года, когда они были окончательно выведены из эксплуатации.

«МТБ-82» впервые появился в Москве в 1946 году. Он сильно отличался от предыдущих моделей. Например, у него было универсальное шасси, которое можно было использовать как троллейбус, трамвай или автобус. Его шасси было сделано из алюминия и покрыто тем же металлом, поэтому оно не скрипело и было значительно легче. Двери не нужно было открывать вручную, так как у них был пневмопривод. Кроме того, все детали можно было легко отремонтировать. «МТБ-82» мог перевозить 100 человек, как «ЯТБ-3», и у него были проблемы со своими размерами: он был шире всех остальных троллейбусов, поэтому водители часто сталкивались с проезжающими машинами и фонарными столбами. «МТБ-82» был остановлен в 1961 году, но эксплуатировался до 1972 года, когда был окончательно выведен из эксплуатации.
источник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo 55_77 february 21, 2016 18:00 2
Buy for 20 tokens
Горы привлекают людей в течение тысяч лет. Горы служили людям и укрытием от врагов и материалом для строительства жилищ, которые они также просто вырубали в склонах гор. Посмотрите на эти маленькие поселения и большие города, возведенные в горах, которые создают ошеломляющие пейзажи.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments